?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Важно и относится ко всем пунктам: если в описании куклы что-то пропущено, обратите на этот пункт самое пристальное внимание, умалчивают не просто так, не надейтесь на чудо. Покупая на настоящих "живых" аукционах не через ebay, имейте в виду, что устроители делают все допустимое этикой, чтобы продать, и если в описании написано, что платье или туфли оригинальные или старинные, значит именно так и есть, но насчет остального - на ваш риск. На ebay же все гораздо запущеннее... Вообще, фраза "all original", имеющая волшебное воздействие на умы покупателей, может означать, что оригинальные - читай старинные - только голова, парик (и то может быть под вопросом) и туловище. Антикварность костюма должна быть подтверждена отдельно. Некоторые имеют в виду, что "all original" - как купили, так и продаем. Внимательность и осторожность!
 
1. Оригинальность. Убедитесь, что это не реплика. (Как отличить реплику от оригинала)

2. Цена. Неплохо иметь какой-нибудь ценовой справочник по куклам, например, "200 Years Of Dolls" 3-е издание или "Jan Foulke's Guide To Dolls" - здесь цены указаны подробнее, по молдам, да и описания моделей есть. Заглянуть в них и оценить, не завышена ли цена и при дальнейшей оценке конкретной куклы отталкиваться именно от нее. В книгах указывается оценка кукол в хорошем состоянии, без повреждений, без перекраски или реставрации (либо с очень качественной и небольшой реставрацией) и в одежде того периода. Если кукла имеет фабричную оригинальную одежду, то к цене справочника советуется прибавить еще 30-50%.
Таким образом, имея отправную точку в оценке, можно идти дальше по пунктам и корректировать цену соответственно состоянию куклы.
Важно: цена справочника имеет значение, если вы покупаете куклу у иностранного дилера (в интернете, например). У российских дилеров все в два-три раза дороже.

3. Голова. Тщательно проверить голову на предмет царапин, трещин, следов реставрации. Если вы смотрите куклу лично, то самое надежное - в темном помещении просветить голову изнутри фонариком, так все трещины видны отчетливо.
Дело в том, что покупая куклу с треснувшей головой, нельзя быть уверенным, что трещина не поползет дальше, и при каких-нибудь неблагоприятных температурных или иных обстоятельствах голова не расколется. Замечено, что чаще всего трещинами страдают ранние французские куклы, возможно из-за отличительного признака - отсутствия защитного бортика по периметру головы.
Важно: если кукла с французской маркировкой имеет на голове немецкий тип бортика - не пугайтесь, она действительно французская, просто это означает, что она поздняя, середины 1880 - начала1890 годов, когда французы перешли на более экономичный метод литья фарфора в форму. Но французский бортик уже немецкого.

Некоторые коллекционеры принципиально не покупают кукол с поврежденными головами, и они правы, так как ценность травмированной на голову куклы понижается на 60-80%. Но если кукла вас очаровала своим удивительным шармом, особым выражением лица, можно закрыть глаза на это несовершенство и купить, но это будет покупка исключительно для удовольствия. Продать такую куклу будет сложно, если только она не суперредкая, и в хорошей кондиции таких нет вообще.
Царапина - царапине рознь, если она поверхностная, то это не так страшно, но решайте сами. Так называемые дефекты отливки (mold unperfections) досадны, но, как правило, для куклы не страшны. Это может быть вмятина на фарфоре, точки, воздушные пузырьки.

Если продавец отказывается снимать парик и отклеивать затылочек (pate) чтобы показать внутренности головы и качество бортика, лучше у него не покупать.

У кукол с открытыми ртами тщательно проверить целостность фарфоровых зубов Обычное количество - 4 (но у некоторых кукол их 6, а у ранных французских - так вообще могут быть два ряда!), наличие кусочка картона, прикрывающего ротовую дырку изнутри, чтобы не просвечивались внутренности головы. Возможно, зубы были реставрированы и заменены на пластиковую вставку, их имитирующую (она входит в комплекты по ремонту) - это тоже можно увидеть изнутри.

4. Глаза. Убедитесь, что глаза оригинальные (in original set). Для этого необходимо посмотреть внутрь головы (или попросить прислать фото). Здесь также необходимо свериться со справочником Джен Фолке - какой тип глаз соответствует данной модели.
В общих чертах, стационарные paperweight eyes применяли в модных куклах равно как во Франции, так и в Германии (хотя есть все же исключения, некоторые вставляли простые blown eyes), а так же во французских bebes до объединения производителей в SFBJ. Ранние немецкие куклы делались со стационарными глазами. Примерно с конца 1890 - начала 1900 годов немцы стали делать спящие глаза, французы подтянулись позднее.

Если на лбу немецкой куклы под париком есть маркировка в виде выдавленной буквы W (нем. - "wimpern"), то она обязана иметь ресницы. Если их нет, а маркировка есть, то глаза были заменены, или же ресницы утрачены, а воск на глазах перекрашен. Но однако, кукла может иметь ресницы и не иметь маркировку.

Гипс должен быть неповрежден, механизм цел, воск не подкрашен, глаза без трещин и склеек, а если глаза спящие - воск персикового цвета должен присутствовать в виде век. Качественная реставрация и замена глаз имеет право быть, но должна быть упомянута грамотным продавцом в описании. Но если круглые глаза, которым полагается быть спящими, залиты гипcом стационарно - это грубый ремонт, и за него должны сделать скидку.

5. Туловище. Важная составляющая цены куклы - оригинальное туловище. То есть оно должно подходить как минимум по типу куклы, как максимум - быть того же производителя, но абсолютный максимум - данное при рождении тело - определить сложно, если только вы не видели именно такую же модель в книге.

Так, на теле младенца (baby) - с кривыми, согнутыми в коленях и локтях ручками и ножками - не должно быть головы от куклы-ребенка (нем.- child, фр. - bebe), голова куклы-дамы (lady) не должна иметь толстоватое тело ребенка, голова ребенка не может иметь тело куклы-дамы с тонкой талией типа "песочные часы" и явной взрослой грудью. ХарАктерные baby-головы кроме того бывают на телах типа toddler - пузатое грушевидное тело, руки могут быть целые, но согнутые в локтях, или же обычные с локтевыми шарнирами, ноги в коленях либо целые прямые, либо тоже с шарнирами, но главный признак тоддлера - сидя кукла разворачивает ноги не как обычные child - прямо вперед, а под широким углом в стороны, как обычные старые отечественные куклы. Французская кукла периода до SFBJ должна быть на французском деревянном тяжелом теле - довольно выпуклый таз и живот, более толстые руки в предплечье, отсутствуют отдельные круглые шарниры на коленях, стоя кукла имеет красивые спереди ноги, виден лишь разрез на коленях. Кисти рук из темного композита.

Кроме того, надо знать особенности некоторых производителей. Так фирма Heinrich Handwerck славилась своими качественными, сделанными исключительно из дерева туловищами (кроме кистей рук - они из композита), на них сзади ставился красный штамп "Heinrich Handwerck Germany". Хенрих Хандверк умер в 1902 году, и его производство вместе с правом сотрудничать с фирмой Simon & Halbig купила фирма Kammer & Reinhardt, и продолжила выпуск кукол с маркировкой HH SH, но с безномерным молдом, поэтому эти факты тоже надо сопоставлять. То есть кукла HH с номером молда гарантированно сделана до 1902 года включительно, и должна быть на деревянном проштампованном туловище. Некоторые реставраторы, перекрашивая его, оставляют место со штампом. И соответственно, кукла с маркировкой K&R SH (Каммер и Реинхардт, голова - Зимон и Хальбиг) ну никак не может быть до 1902 года.

Фирма Kestner делала туловища в основном из папье-маше, руки и ноги - из дерева. Цвет должен быть охристый золотистый, лак блестящий, сзади - красный штамп Germany или цифры, или то и другое сразу. А на кожаных туловищах ставился штамп-наклейка, изображающая корону.

Если шарнирная кукла имеет flapper-body (его еще называют teenage-body) - с коленными шарнирами выше непосредственно колен, то есть имеющее красивые цельные колени для ношения укороченных нарядов - то это означает, что кукла как минимум конца 1910-начала 1920 гг., когда появился собственно тип флаппер (подробнее см. соответствующую запись) и не может быть заявлена более ранней.

6. Роспись лица - один из важных моментов, ведь она и дает нам зацепку на кукле - выражение, look, привлекательность. Оригинальную роспись смыть невозможно - она закреплена обжигом, поэтому если иимеет место перерисовка, то она должна быть видна на просвет фонариком - дополнительный слой краски задержит свет. Если часть лица имеет другой тон, надо быть внимательнее, возможно, под этим скрывается реставрация битой части.

Разницу между французским и немецким типами росписи тоже можно уловить, пообщавшись с достаточными количеством фотографий и оригиналов. Французские брови - притча во языцех, широкие, размашистые, прорисованные дугами низко над глазами, но эмоциональной нагрузки не несут. Немецкие более приближены к реальности, и дают лицу определенное выражение. После вливания Jumeau в SFBJ в 1899 году знаменитые брови укоротились, да и качество продукции начало ухудшаться. Их известная отливка 1907, сделанная еще по старому молду Жюмо, все равно уже отличается от предшественника более бедной и грубой росписью. Поэтому не стоит путать настоящую куклу Tete Jumeau периода до 1899 года с Tete Jumeau 1907 - это две большие разницы, и цена должна быть соответствующая.

В принципе, я хорошо понимаю тех, кто покупает раздолбанную куклу исключительно из-за ее личика. И правильно. Все можно заменить на аутентичное в лучшем состоянии, если хорошенько порыться в интернете, а вот лицо - в нем вся наша зазноба.

7. Состояние туловища. Оригинальную раннюю перетяжку - пружинную - вы по понятным причинам не встретите. Оригинальная резиновая обычно рассыхается до состояния ломкости. Так что современная резиновая перетяжка - совершенно нормальное явление, главное, чтобы кукла хорошо держала позу. Если ручки-ножки болтаются, не беда, можно перетянуть самостоятельно или обратиться к специалисту.  

А вот покраска должна быть оригинальная. Старое, потертое туловище с сохранившимися красной прорисовкой ногтей на руках и ногах гораздо привлекательнее для коллекционеров, чем покрытое новой розовой краской и утратившее свой вековой шарм и вместе с ним часть стоимости. В этих царапинах и потертостях - вся кукольная история, столетняя жизнь, ее любили, ею играли дети. И перекраска куклы ее убивает, перечеркивает все, ради чего вы ее и покупаете. Мне кажется странным то, что люди специально разыскивая антикварную куклу хотят, чтобы она выглядела, как новая - меняют потрепанный парик на современный, закрашивают дефекты. И в то же время мастера реплик изо всех сил стараются придать своей новой кукле именно старинный вид - пачкают и рвут одежду, делают тело обшарпанным, то есть все то, от чего другие пытаются избавиться. Хотите, чтобы кукла выглядела, как новая - антики не для вас.

Если реставратор собирается полностью перекрасить куклу после мелкого ремонта - бегите от него. Тело может иметь следы реставрации, если она сделана профессионально и аккуратно с целью сохранить куклу, а не приукрасить ее - это не влияет на цену, и наоборот, некачественная и грубая реставрация, равно как ее отсутствие при острой в ней необходимости достаточно ощутимо могут повлиять на цену куклы. Как правило, сильно травмированы куклы с эконом-телами из папье-маше - оно не выдерживает влияние влаги, игровую нагрузку и стирается в местах контакта с шарнирами и посадки шеи. Если части тела были заменены, они должны быть соответствующего цвета, стиля и размера.

8. Парик и затылок. Парик должен быть из натуральных материалов - волосы или мохер. Старинный парик видно сразу. Часто он собран вручную, и никогда не имеет резинки по диаметру. Оригинальность парика можно проверить лишь пролистав изрядное количество книг с фотографиями кукол этого производителя. Никакой синтетики! Соответствие стиля прически типу куклы тоже имеет значение. Типичный немецкий кудрявый парик с бантиком сбоку смотрится странно на французской кукле, которой полагается парик с длинными локонами и челкой. Парик для куклы-леди из длинных волос, собранный в высокую, закрепленную шпильками и сеточкой прическу или пучок, глупо смотрится на кукле-девочке.

Затылок должен быть или из папье-маше (часто с дыркой посередине, туда убирались кончики тресов с затылка, если парик с челкой), или пробковый (как правило, французские куклы). Затылок на куклах Кестнер примазывался к бортику головы гипсом, это тоже важно знать. Никакого пенопласта!

9. Костюм. Кукла, имеющая оригинальный и в хорошем состоянии наряд, повышается в цене на 30-50%. Особо ценны старинные туфли - они часто теряются и довольно редки. По цене оригинальных туфель или наряда фирмы Jumeau вполне можно купить целую куклу Simon & Halbig или Kestner.
Но оригинальный наряд может быть в плачевном состоянии, как правило это касается шелка и шерсти. Шелк истончается и от неправильного хранения тлеет, разваливаясь на глазах, а шерсть часто бывает изъедена молью, что некрасиво выглядит. Поэтому не стоит переплачивать за оригинальный, но сильно порченный костюм, лучше остановить выбор на кукле в костюме того же периода, сшитого хозяйкой куклы, или современного (или винтажного), сшитого по моде того времени из старинных тканей и кружев.
Белье часто сохраняется оригинальное, но тем не менее проверьте, нет ли там полиэстра, синтетических кружев или кошмара коллекционера - старинных кружев, нашитых на синтетическую ткань. В принципе, все это можно отпороть и перешить... 
Что делать с костюмом - решать вам. Конечно же, предпочтительнее, чтобы ничего в кукле не приходилось переделывать, хотя туфли все же приходится искать отдельно, у половины кукол они современные. Некоторые же любят процесс шитья аутентичной одежды, и поэтому покупают кукол без нее.

Соответствие костюма году рождения куклы - важный момент. Классическая кукла-bebe или child 1900 годов не может носить короткое платье для флаппера, равно как и платье для леди, утянутое в талии и с кринолином. Тогда в моде была заниженная талия с бантом сбоку или сзади. Богатый костюм от французских bebe также стоит, как среднестатистическая немецкая кукла и никак ей не подходит, равно как и наоборот. Немецкие производители тем и взяли французский рынок, что дали народу более доступные куклы, одевая их красиво, но более сдержанно и, соответственно, более дешево. Французская или немецкая модная кукла не может быть одета в простецкое платье от china-head, хотя и те, и другие имеют четкие талии и схожий силуэт.

Стирка костюма - отдельный вопрос. Некоторые любят, чтобы пятна и пыль присутствовали на одежде, это дает ощущение старины и ценности куклы. Другие тоже ценят эти ощущения, но все же и здоровье свое ценят, поэтому то, что можно постирать без вреда для внешнего вида, стирают, как правило это только хлопок. В конце концов, когда она продавалась сто лет назад, она была чистая.

10. Общее впечатление. Конечно, если кукла запала в душу, можно закрыть глаза на многое вышенаписанное, это ваши деньги, ваши ощущения. Тут важно определиться, для чего вы это делаете - начинаете коллекцию, хотите вложить средства в антиквариат, хотите, чтобы у вас это тоже было, хотите украсить свой дом, хотите... да ничего не хотите, вы влюблены в нее по уши!
Первые два случая требуют внимательного отношения к предмету, иначе это выброшенные деньги. То есть предполагается, что вы когда-нибудь куклу продадите. Третий и четвертый - все же пограничные состояния между первыми и последним, будьте внимательны, но по мелочи требования можно снизить. Тут важно, чтобы было не стыдно и себе посмотреть, и людям показать. Последний же случай... Влюбленное ухо к учению глухо, так что - вперед к любимой!

© antiquedolls.livejournal.com
При перепечатке ссылка обязательна.

Comments

( 8 комментов — Комментировать )
kukla_brungilda
Feb. 21st, 2009 12:02 am (UTC)
Спасибо Вам большое за Ваш журнал.
Море полезной информации, и очень здорово систематизировано. Второй день не могу оторваться от чтения. Больше всего понравилось вот это"... хотите, чтобы у вас это тоже было, хотите украсить свой дом, хотите... да ничего не хотите, вы влюблены в нее по уши!"
Здорово!
happydolls
Feb. 21st, 2009 12:57 pm (UTC)
На здоровье! Очень приятно видеть, что все не напрасно:)
Информации, на самом деле - вагоны, но времени на приведение ее в журнальный вид не хаватает категорически.
Если какие вопросы, а здесь ничего нет - пишите в личку, разберемся как следует и накажем кого попало:)
kukla_brungilda
Feb. 22nd, 2009 05:05 pm (UTC)
Спасибо большое!
Времени действительно не хватает, но ничего, мы потихонечку...:)
kvitka_dolls
Nov. 9th, 2010 05:55 pm (UTC)
Какая полезная статья!
По хорошему завидую куоличеству усвоеной вами информации...
И хотя по прочтении у меня закрались сомнения можно ли купить куклу через интернет не рискуя по разным пунктам - фраза о влюбленности успокоила:)
Спасибо!
happydolls
Nov. 9th, 2010 10:47 pm (UTC)
Риск есть всегда и часто по многим пунктам. Даже вполне стабильные и проверенные продавцы что-то недоговаривают, им же надо продать.
п. 10 все оправдывает:))

На самом деле, если кукла уже повреждена, то покупать такую гораздо проще, ты ее уже любишь и хочешь даже такую. Но если дефект утаен и обнаруживается после покупки, то ужасно обидно, обманули же. Но иногда жальче не себя, а куклу...
only7sveta
Dec. 22nd, 2010 09:58 am (UTC)
Шикарная статья!
Спасибо огромное!!!!!!
Казанцева Т.В.
Feb. 22nd, 2017 02:59 pm (UTC)
Выбор куклы
Спасибо большое за разъяснения и ценные советы!) Очень полезная информация.... )Очень люблю ваш журнал, жаль , что купить его у нас, в Нижнем Новгороде негде....
happydolls
Feb. 23rd, 2017 09:58 am (UTC)
Re: Выбор куклы
Спасибо!
Мы высылаем журнал почтой по всему миру.
( 8 комментов — Комментировать )

Профиль

slide2
happydolls
Наталья

Календарь записей

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Теги

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow