Наталья (happydolls) wrote,
Наталья
happydolls

Category:

Как отличить реплику/подделку от оригинала

Здесь и далее я буду иметь в виду лишь классические bisque head dolls, они мне более любы, и в них уже научилась немного разбираться. Пункты со звездочкой особо важны. Но талантливый мастер может сделать всё, как надо, так что гарантий на самом деле почти никаких. Кстати, комментарии ниже - очень ценные.

Общее правило: чтобы отличить реплику, надо знать, как выглядит оригинал. А для этого надо читать энциклопедии, книги, смотреть фотографии, разглядывать настоящих кукол, запоминать, сравнивать и обобщать информацию.

1. Качество фарфора.* Старинный бисквитный фарфор шероховат на ощупь, иногда довольно сильно, как нежная наждачная бумага 2000-3000, хотя есть исключения. Реплики все очень гладкие и плотные, как стекло. В недорогом французском бисквите, особенно периода SFBJ, часто встречаются мелкие точки и пупырышки, хотя невысоким качеством фарфора часто грешили и более знатные фирмы, например, Rabery & Delphieu. Подделщики стараются и "портят" фарфор, добавляя в него микропыль, чтобы он был такой же шершавый. В любом случае, старый фарфор, как ни странно, теплее на ощупь. Но это можно понять только если вы могли познакомиться с настоящими куклами.

2. Цвет фарфора.
По общму правилу сам фарфор белого цвета. Есть очень редкие исключения (например, некоторые характерные головки кукол Gebruder Heubach, но это касалось небольших партий и крайне короткого периода), когда в фарфоровую массу добавлялся колер, это удешевляло производство.
Сверху головки тонировались краской розово-телесного цвета. Часто видно ее струйки, затекшие внутрь через глазницы или отпечатки пальцев у основания шеи. Ранние куклы (1870-1890) имеют головы из очень светлого, почти белесого тона. Наиболее часто встречаются головки светлого персикового оттенка. Поздние (1900-30гг) куклы, особенно недорогих марок (в частности, Armand Marseiile или SFBJ) - идут уже с темно-красноватым оттенком, чего в репликах достигнуть не умеют. Реплики обычно либо совсем белесые, но иногда оттеняются и в более бежевый цвет. Однако, американские мастера очень хорошо набили руку, в отличие от отечественных.
На недорогих репликах бисквит часто тонируется полностью. 

3. Роспись лица.*
Как известно, реплику делает художник, он никуда не торопится и все делает тщательно. Поэтому если целью художника была подделка, то роспись лица, особенно ресниц, очень аккуратная. На кукольных фабриках же было поточное производство, надо сделать много и быстро, поэтому роспись носит более беглый характер. Чем дешевле кукла, тем все проще. Разумеется, если это дорогая Жюмо или немка для французского рынка, или просто дорогая немка, то там тоже роспись тщательная, но все же... Цвет и тип росписи должен соответствовать данному производителю - смотрите каталоги и фотографии. Брови должны быть немного блестящие, при определенном угле освещения выделяться на фоне остального лица. Вообще, правильно расписанные брови - самое сложное, ведь чтобы сделать обе брови одинаковыми, надо расписать не одну сотню голов и набить руку. Мастера реплик часто горят на исполнении именно ресниц и бровей - свой стиль дает о себе знать.

Самое верное - посмотреть как можно больше оригинальных кукол, желательно вживую, чтобы можно было потрогать, тогда подделка будет практически бросаться в глаза и чувствоваться на ощупь. Хотя тонны книг и мегабайты фотографий тоже играют немаловажную роль. Отечественные мастера не научились делать даже приличные реплики, так что об отечественных подделках пока можно не думать и спать спокойно. 

4. Глаза и ресницы.*

Расмотрите сами глаза, их радужку. Если темный зрачок стоит идеально по центру, радужка похожа на настоящую, белок белоснежный - пора напрячься. Старинные стеклянные глаза часто имеют темный ободок радужки, зрачки не всегда одного размера, белок молочно-белый.
В репликах, особенно маленьких кукол, часто используются стационарные paperweight-eyes (что это - смотрите тут). Если глаза все же спящие, то посмотрите глазной механизм - старый он или нет, хотя мастера вполне могут вставить и старый.
Глаза в основном делали голубые и карие - разных оттенков. Зеленые и серые - крайне редки, и как правило у французских кукол, в частности фирмы Bru, но она нам не светит:)

Ресницы придумали поздно - в начале 1900, поэтому если вы видите Jumeau 1880-90 гг. с ресницами - или они доклеены, или кукла - не Жюмо, а скорее всего уже SFBJ, так как Jumeau НИКОГДА не клеили ресниц... К тому же, ресницы либо из мохера, и он уже успел истрепаться, либо из натуральных волос, часть которых наверняка тоже утеряна. Старые ресницы клеятся щеточкой без пробелов и никогда не подкручивались вверх; современные же более длинные, сшиты отдельными пучочками, часто закручены вверх и более похожи на человеческие, чем на кукольные.

Приподнимите грузик на конце рокера - посмотрите, из чего сделано крепление глаз на проволоку. Раньше для этого использовались смоляные смеси, как правило черного цвета, верхняя часть механизма макалась в розовую краску, поэтому старинный механизм двухцветный: розовый сверху (включая покрытие века), и черный снизу. Если низ белый или розовый, то это более поздий ремонт. В принципе, если ремонт глаз аккурантый, то он не особо влияет на стоимость куклы, но знать это надо.

Раньше внутренние срезы глазниц мазали жидким воском, чтобы глаза не царапали свои веки, и для их фиксации в процессе установки. Если есть такие остатки - хорошо. Но поддельщики не спят и тоже используют воск на глазах, и даже запыляют его снаружи.

5. Туловище, естественно, должно быть в различной степени обшарпано. Новое видно сразу. Должно соответствовать типу куклы - французский тип туловища к французской голове, немецкий тип - к немецкой. Более того, есть туловища определенных производителей. Например, Жюмо, Кестнер, Арман Марсель и Хандверк использовали туловища собственного производства, имеющие определенные харктерные признаки. Возможно, что старое туловище перекрашено - новая краска как правило видна, т.к. красят и дервянные шарниры, которые не успевают износиться в должной степени. Старинный лак имеет оттенок золотистой охры Однако, исключений множество - у разных производителей разный "родной цвет", например, поздние туловища K&R покрашены уже краской без лака и вполне себе розовые, с тонированием на тыльных сторонах ладошек и на коленях. Посмотрите стертые места - шарниры, там должно быть видно только два слоя покрытия: лаковый или красочный и под ним белесая грунтовка. Все. Больше слоев быть не должно. Но туловище по большому счету - не показатель, так как нечистоплотный продавец всегда догадается поставить голову-репликант на старинное туловище. То есть, старинное туловище - не показатель подлинности и происхождения головы.

6. Парик - совершенно не показатель, но часто сопровождает недорогие реплики, в частности, Bleuette. Должен быть только из натуральных материалов - human hair или mohair (шерстяной мохер). Никаких резинок по окружности! Раньше этого не было! По пробору часто прошит светлой грубой ниткой. Никаких машинных "зигзагов" на ткани! Старый human hair парик тоже видно сразу - даже если он и не свалялся, то на ощупь волосы тонкие и шероховатые, цвет часто с легкими вкраплениями волосинок на тон светлее. Современные же парики так обработаны, что волосы очень ровные и гладкие.

7. Собственно, голова.* По большому счету, это самое важное в кукле, ведь кукольные лечебницы (doll hospitals) были уже сто лет назад, точно так же залатывали дырки на кожаных тельцах, так же меняли сломанные тела на новые, подклеивали пальчики, переклеивали парики, меняли затылочки и разбитые глаза. Поэтому неродное тело, конечно, снижает коллекционную стоимость куклы, но не фатально, равно как неоригинальные, (но все же старинные!) платье или парик. Гипс, держащий глазной механизм, должен быть исключительно белого цвета, не розовый и не бежевый - это уже поздние наслоения. Идеально чистая голова должна насторожить, но это тоже не показатель, возможно, кукла аккуратно хранилась или голова была вымыта перед ремонтом глаз.
Если голова изнутри загрязнена, надо слегка намочить палец и провести по грязному участку. Если грязь смывается легко, то есть вероятность, что она там поселилась недавно и возможно даже не по своей воле:) Если же грязь въелась и не желает покидать насиженное место легко, то вероятно, что она действительно очень старая, и голове как минимум несколько десятков лет.

Часто помогает наличие сколов на мочках проколотых ушек - там, гда дырочки под сережки. Их наличие дает несколько баллов в пользу оригинала, ведь специально "драть уши" у куклы редко кто отважится. К тому же такие сколы практически не влияют на стоимость куклы ине считаются сильным дефектом, это совершенно нормальное дело.

Лепка головы должна соответствовать ее возрасту и типу - ранний французский бисквит прессовался внутрь формы, тогда как немецкий заливался - см. запись ниже об отличии французских кукол от немецких. На поздних французских куклах (от 1886 г.) также есть бортик (т.к. француцы тоже перешли на более экономичный способ отливки), но не такой широкий, как у немок.
На затылке должна быть маркировка производителя, соответствующая заявленной марке, или иные знаки, свидетельствующие о стране происхождения или фирме. Проверьте, нет ли подписи или инициалов автора - часто автор реплики честно ставит подпись, что совершенно законно. А вот автор незаконной подделки этого не делает...

Важный момент: если на голове есть отметка о размере (цифры, помещаниемые как правило на шее или у самого ее низа), то следует проверить его соответствие реальному размеру куклы. У каждого производителя своя линейка размеров, иногда даже изменяемая со временем, так что охотясь за дорогой куклой надо это изучить. Как известно, фарфор при обжиге сжимается, и если сделать слепок с оригинала, затем с него - фарфоровую копию, то копия будет ощутимо меньше, и общий размер куклы также меньше. Например, кукла Simon & Halbig с оттиснутым размером 5 и высотой 30 см. будет подделкой. 5 размер соответствует примерно 40 см. Размер 12 - примерно 63 см.

Очень сильно помогает изучение фотографий в каталогах и альбомах, а еще лучше - лично у знакомого коллекционера: после того как вы просмотрите не один десяток оригинальных кукол, реплики будут бросаться в глаза. Это важно, так как частенько в некачественных описаниях кукол слова "replica" или "by artist " упоминается где-то с краю, вскользь, а то и вовсе умалчивается.

© antiquedolls.livejournal.com
При перепечатке ссылка обязательна.

Tags: коллекционирование, куклы-реплики, оценка кукол, подделки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 68 comments