?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Глаза французских люксовых кукол, особенно Bébé, делались из эмали (enamel) - плотного стекловидного материала, который было можно раскрасить и приклеить к разнообразным поверхностям с помощью нагрева. Обычно эмаль готовилась из кремниевого песка, оксида металла и смеси калия и углекислого натрия.
Такие эмалевые глаза обычно делались работниками-специалистами по стеклянным глазам-протезам для слепых. Поначалу ведущие производители эмалевых глаз были также и поставщиками для кукольных фирм; позже некоторые из них, например, Guepratte, стали выпускать глаза исключительно для кукол.

Куклы стали носить эмалевые глаза еще в XVIII веке: первое упоминание о них появилось еще в 1779 году, в 1848 г. фирма Fessard продавала shoulder-head кукол с двигающимися глазами из эмали. Производство глаз в течение всего XIX столетия постоянно совершенствовалось. Самую важную инновацию в 1879 году сделал Эмиль Жюмо, придумав так называемые "human eyes", имеющие выпуклую над радужкой роговицу - на эмалевых глазах крепился хрустальный "купол", закрывающий радужку и зрачок, и придающий им объем и глубину. Производство таких глаз началось на фабрике Guepratte, приспособившего технологию изготовления искусственных глаз-протезов к нуждам кукольной индустрии; в 1881 году его фабрика была объединена с фабрикой Jumeau.

Такие глаза делались в затемненных мастерских, часто - молодыми девушками, манипулирующими расплавленными эмалевыми стержнями. От этой работы девушки частично и полностью слепли.
Конец эмалевого стержня расплавлялся в пламени паяльной лампы, от него отделялся кусочек, снова макался в пламя и затем - расплющивался на кулере. Края защиплялись, и получался белая эмалевая основа глаза миндалевидной формы.
Далее расплавленный кончик стержня из цветной эмали фиксировался в центре глаза и отделялся от стержня. Затем очень осторожными движениями цветной слой смешивался с белой основой - так прорисовывалась радужка. Цветная область закрывалась прозрачным куполом - и казалось, что зрачок "висит" над радужкой, чем и достигался эффект "живого" глаза.
Jumeau, начало 1890-х. Розовые тени над верхним веком - визитная карточка французских кукол.
 
Jumeau SFBJ, конец 1890-х.
 
Rabery & Delphieu, 1890-е
 

Казалось бы, энциклопедия объяснила весь процесс, но я не успокоилась на этом и решила ради исследования пожертвовать глазом. Запасным кукольным:) Нашла самый негодный глаз с потрескавшимся покрытием и разбила его. Идеально было бы распилить его вдоль, но как?? Глаз был немецкого производства, и при сильном увеличении макрофото проявилось небольшое отличие немецкой технологии от французской. Пожалела, что не имею микроскопа, хотя разница в качестве видна и так.

Первая часть - создание основы - такая же. Дальше - через слой цветной эмали прорисовывалась радужка. Прикрывалась слоем прозрачного хрусталя (этого не описано во французской энциклопедии, а бить французский глаз я не буду:)). На него - капля черного зрачка, и затем все покрывалось еще одним прозрачным слоем.
 
В случае с карим глазом, явно видно, что "купол" тонированный.
  
Слой цветной радужки тончайший. NB: разбит совсем другой и совсем плохой глаз, не этот голубой!
 
Зрачок "висит" в центре между слоями прозрачного хрусталя.
  

Есть некоторая путаница в терминах "enamel"  и "paperweight". На своей родине, а именно, во Франции, такие глаза исторически называются эмалевыми, а "папервейт" - их американский синоним. НО: в Америке тоже есть термин "эмалевый", означающий глаза нарисованные и покрытые блестящим слоем эмали. 

Теги:

Comments

joveli
Jan. 26th, 2010 01:23 pm (UTC)
Да, там спящие глаза, чайного цвета. Тяжеленькие, несмотря на небольшой размер. Что расстраивает, что они потерты. Сколов нет, но и нет блеска. Ума не приложу что можно сделать. Все же глаза чуть ли не самое главное на кукольном личике.
vizardis
Jan. 26th, 2010 02:24 pm (UTC)
Трудность в том, что неизвестно, как это стекло отреагирует на попытку отшлифовать... Если оно тонкое, то всё можно испортить:(
Есть такая полировочная паста ГОИ - дает зеркальный блеск и гладкость, но не убирает дефекты и царапины. Их надо заранее аккуратно счистить мелкой шкуркой. Хорошо бы иметь какой-нибудь поврежденный и поцарапанный глаз, чтобы потренироваться.
Но я этого не делала, чисто теоретические рассуждения.

Edited at 2010-01-26 02:26 pm (UTC)
vizardis
Jan. 26th, 2010 02:29 pm (UTC)
Тут нужна тонкая паста №1 или №2 (она разной консистенции), ею натирают полировальную тряпочку (сукно или войлок), и этой тряпочкой шлифовать..
joveli
Jan. 26th, 2010 03:08 pm (UTC)
ага, поняла, буду пробовать в сторонке от радужки, погляжу что выходит. Спасибо за совет!

Профиль

slide2
happydolls
Наталья

Календарь записей

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Теги

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow