Упущение надо было исправлять срочно. Нашла фильм на сайте "Культуры", а потом еще и прекрасную статью о нем - очень рекомендую посмотреть и прочитать! Фильм идет всего 68 минут.

Сразу же бросилось в глаза, что я же знаю эту насупленную девочку!!!
И правда! Оказалось, что героиню Настеньку играет 10-летняя Нина Иванова - будущая учительница Татьяна Сергеевна Левченко из "Весны на Заречной улице (1956)!

И вторая малышка - Катя - показалась знакома. А это же Наташа Защипина, сыгравшая Марусю в "Первокласснице" (1948). Здесь ей всего пять лет.
Конечно, я всматривалась в куклу. Здесь подружки Катя и Настя шьют ей одежду. Война-войной, а дети остаются детьми, хотя взрослеют быстрее. Катя даже не понимает, что значит "мы в кольце". А Настя забирает куклу Машу с собой в бомбоубежище, закутав ее как ребенка.

Кукла была очень слабо натянута, вела себя "как живая" в руках у девочек. Ее брали на руки, и она обмякала, льнула к рукам.
В целом показалось, что кукла немецкая. Смотрите, как интересно: она явно чья-то фамильная. Ведь трофейных кукол в 1944 году быть не могло. Блокада Ленинграда была снята 27 января 1944 года, а кольцо прорвано 18 января 1943 года. Скорее всего, зимнюю натуру снимали после окончательного освобождения города, в январе-марте 1944 года.
А еще обратите внимание, какой пышный бант у Кати! Видно, что лента плотная и упругая. Вискоза?

Умирает мама Настеньки. Девочку определяют в детский дом. Настя цепляется за куклу как за последний кусочек домашнего уюта.
Лицо куклы видно крупнее. Здесь в профиль она кажется мне Марселькой.

А тут - чуть ли не шраеркой, как широко поставлены глазки! Но тело не шраерское. И вообще мне показалось, что на первых двух фото - совсем другая кукла. У той бедра были точеные палочки с круглыми шарнирами (скриншот не получилось сделать), и в целом ножки изящнее, а тут - толстенькие голени и бедра явно не худые.
Больше мы куклу не увидим. Но мне кажется, что написать надо не только про нее.

Чем я еще очаровалась - детскими образами. И все время вспоминала свою "сиротку", привезенную из Зоннеберга. Ведь тот же самый период! И все эти детские кино-одежки прекрасно вписываются в эту военную куколку.
У Насти светлое куцее пальтишко с короткими не по росту рукавами. Девочка явно выросла из него за время войны, а новое пальто взять негде.

Катя одета более кокетливо - свободное короткое пальто и берет с помпоном. В фильме также видно, что она в чулках. Всегда удивлялась этой детской моде 30-х - ботинки, пальто, шапочка, а попа продувается всеми ветрами. Хоть со стороны красиво смотрится - ожившая кукла Ленчи! Обратите внимание, что пуговицы у обоих пальто не по центру, а на левой половине.
На этом кадре интересный диалог:
- Настенька, я очень хочу пирожное.
- Мало ли что. Нет теперь пирожных.
- Где же они?
- Гитлер съел.
- Все?!
- Все.
- Ай-ай-ай, какая обжора.

Ранней весной девочки утеплены - в ватных стеганых куртках, толстых чулках и высоких ботах. А у Кати - муфта из кроличьего меха.
Кстати, в 1990-е, когда и денег не было, и нечего было купить, я сшила мохеровый шарф в виде колпака - вот как тут у Насти - и проходила так два года. Очень тепло было.

Завыла сирена. Посмотрите на их лица.
Кадр мне нравится, поэтому пусть он тоже тут будет.
