?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Возрождение Парижской куклы - один из самых любопытных и поразительных эпизодов в светской жизни Парижа периода Первой мировой войны. Оно обязано инициативе не столько промышленников, сколько женщин, активных парижанок, которые в силу своего социального статуса могли влиять на некоторые события в обществе.

Известная парижская портниха Jeanne Victorine Margaine-Lacroix вынашивала идею возрождения славы Парижской куклы, воплощение которой могло решить также и другой более социально важный вопрос.
Многие компании потеряли мужчин-рабочих, ушедших на войну, некоторые прекратили свое существование, некоторые работали на нужды армии. Оставшиеся женщины и девушки нуждались в работе, чтобы прокормить семьи. Таким образом, создание куклы и одежды для нее дало бы заработок многим работникам. Но кукла должна быть не простая, а класса люкс, коллекционная вещь, выпущенная ограниченым тиражом, каждая копия которой должна иметь свой номер. И конечно же, она не предназначалась для детской игры.

 

Создание такой особой куклы предполагало знание детской души, любовь к детям и способность реалистично воспроизвести детское лицо, и Jeanne Victorine выбрала талантливого "детского" скульптора Альберта Марке (Albert Marque, 1872 - 1939).


Моделью послужила предложенная Jeanne Victorine фотография девочки Шарлотты с необыкновенным лицом, где она стоит держа в правой руке свою куклу, а левой опираясь о дерево в саду. У нее было маленькое лицо с выпуклым умным лбом, маленький рот, очень живые широко раскрытые голубые глаза и открытые уши, выгядывающие из-под короткой, украшенной шелковыми ленточками, прически.





Как только скульптура была готова, из нее были сделаны лишь три одинаковые гипсовые основы - две рабочие, и одна запасная - для изготовления ограниченного количества копий. После завершения всей работы эти основы были уничтожены.
Каждая основа могла дать максимум 100 копий, примерно половина из которых имела некоторые дефекты. Поэтому планируемое количество кукол для продажи было ограничено 100 копиями. Каждая кукла была пронумерована от руки красными чернилами.

Однако, предполагается, что их было выпущено более 100 штук, поскольку были и не пронумерованные экземпляры, предназначенные для частного пользования.
Обычно кукольные головы делались из двух частей - лица и затылка, здесь пришлось делать уши отдельно - из-за их "оттопыренной" формы.

Считается, что головы для этой куклы производила известная французская компания S.F.B.J. Эта информация взята из документов миссис Розмари Бантинг, куратора Музея Карнеги в Питтсбурге (США), сделавшей такой вывод после поверхностного изучения непроверенных источников.
На деле же такое кажется невероятным, так как все активы компании были реквизированы с началом Первой Мировой войны в августе 1914 года; кроме того было заявление Французской Лиги Защиты интересов национальной торговли (UNIS) о финансовой ситуации в S.F.B.J. касательно того, что самый главный руководитель компании Соломон Фляйшман - немец и сбежал в Испанию, где продолжил нелегальную торговлю, используя фальшивые клейма компании.

Поэтому фарфоровые головы и части тела были сделаны на Севрской фарфоровой фабрике, рабочие которой специально для этого случая учились искусству изготовления кукольних голов у Лиможских специалистов. Глаза и парики - от парижских поставщиков.
Треть кукол имела карие глаза и две трети - голубые. Парики - блонд, рыжий и коричневый - мохеровые или натуральные. Каждая голова была сзади маркирована выдавленной в фарфоре подписью скульптора.

Дизайн тела принадлежит другу Марке известному художнику Аристодему Ботта (Aristodeme Botta) и сопоставим с эстетическими и пластическими критериями итальянских скульптур XVI - XVII веков, чувство "скульптурности" усиливалось тем, что видимые части тела были сделаны также из бисквита, тогда как остальные - их специальной композитной массы.
Результат превзошел все ожидания: совершенные пропорции и идеальный размер - 55 см. (22 дюйма) позволяли кукле стоять без поддержки.



Затем части куклы высылались в Margaine-Lacroix Gallery, где кукла собиралась, дополнялась париком и одеждой. Кукольная обувь была сшита и маркирована компанией Eugene Alart. Подставки c регулирующейся высотой сделаны из хромированного металла и подписаны "H. Gaudernen, 69 rue des Gravilliers, Paris".

Кукольные наряды в руках такой мастерицы, как Jeanne Victorine, были столь же изобретательно выполнены, как и все остальные ее творения. Она вытаскивала свои модели как из прошлого, так же, как и находила их в настоящем; ее поиски вращались вокруг трех основных тем: костюмы Королев Франции, включая служанок периода Луи XV, костюмы французских провинций и, наконец, современные костюмы, включая русский стиль, вошедший тогда в моду. Кукольные наряды не были точной копией, репликой оригинала, они несли в себе только самые яркие черты и адаптировались для конечной цели - ношения их куклой. Каждый костюм имел шелковую бирку с именем Margaine-Lacroix.

Ниже: четыре куклы в оригинальных костюмах Margaine-Lacroix.






Кукольная коллекция была впервые представлена в Галерее в декабре 1915 года и немедленно завоевала оглушительный успех, особенно благодаря визиту богатых гостей, в основном, американцев, специально приехавших для этого события в Париж, и поэтому под Новый год все куклы были распроданы. Все 40 кукол, одетых как королевы Франции, а также в мужских и женских провинциальных костюмах, куплены Музеем Карнеги в Питтсбурге (США). Оставшиеся 60 кукол были раскуплены прочими гостями, как американцами, так и французами.

Этот эксперимент больше не повторялся, поскольку война оказалась более продолжительная, чем представлялось, и несла стране всё больше урона и бедствий, и куклы остались в притихшем мире любителей и коллекционеров.

В апреле 1916 года куклы прибыли в Музей Карнеги и много лет постоянно выставлялись в большой витрине на деревянных cтупеньках. Однажды в 1956 было принято решение, что это место должно использоваться для сменных экспозиций, и куклы были сложены в их оригинальные коробки с наклейкой "Margaine-Lacroix".

Свет, пыль и время повредили кукол. Некоторые оригинальные костюмы оказались сильно испорчены. Недостаток основательности исполнения также повлек повреждения: одна кукла в костюме Императрицы Евгении потеряла большой палец, а у Изабеллы Баварской раскололось лицо.
В 1977 году куратор музея реорганизовала коллекцию, оставив несколько кукол в экспозиции, но среди них уже была некоторая путаница.
Сейчас неизвестно сохранились ли все эти куклы, может быть некоторые сданы в архив, или проданы частично или полностью.


Впервые кукла появилась на аукционе во Франции лишь в 1982 году и была продана за рекордную сумму того времени для куклы - 240.000 франков (35.000 долларов).
В январе 2008 года хорошо сохранившаяся A. Marque была продана на американском аукционе за 175.000 долларов.
На фото ниже: кукла в оригинальном костюме из коллекции легендарной Милдред Сили (Mildred Seeley), после смерти которой была продана на аукционе в Лас-Вегасе в 2002 году за 215.000 долларов.





На фото ниже: кукла без авторской маркировки, в оригинальном костюме.


По материалам "Albert Marque. Un sculpteur, Une poupée."
Перевод и компиляция © antiquedolls.livejournal.com
При копировании ссылка обязательна


Comments

( 22 комментов — Комментировать )
kukla_brungilda
Apr. 22nd, 2009 07:22 pm (UTC)
Огромнейшее Спасибо!!!
Какая же Вы молодчина, такая интересная статья - не могла оторваться. А куклы - это сплошной восторг. И вообще Ваш ЖЖ - чудесная энциклопедия антикварых кукол.
Я просто наслаждаюсь - СПАСИБО от всей души!
happydolls
Apr. 22nd, 2009 07:40 pm (UTC)
Спасибо, безумно приятно:)
Мне самой было любопытно это писать, если бы не обалденная реплика Марке, купленная мною у Бранки Шарли, и ее внезапный переезд к подруге в Питер... Меня так растащило, что пришлось купить целую книгу о скульпторе из-за одной части о его кукле:)

Я собираюсь с духом написать про реплики и мастеров, так что обязательно ее покажу.
dalila_samson
Apr. 23rd, 2009 10:42 am (UTC)
Наташа, заранее огромное спасибо, потому что у меня уже две реплики Марке и я чувствую, что все равно постоянно ищу их и ищу :)))) А если еще и костюмы попадутся в духе оригинальных - это вообще супер! Ведь есть портнихи, делающие реконструкции костюмов.
happydolls
Apr. 24th, 2009 06:00 am (UTC)
Немного наврала - не то, чтобы настоящая реплика 22 дюйма, а маленькая, в размере Блюэтты. Но голова таааак хорошо сделана, что обалдеть.
Теперь мониторю еще такую же, еле от сердца оторвала:)
teryele
Apr. 22nd, 2009 07:49 pm (UTC)
Оооо! Какая интересная статья! СПАСИБО!!!
happydolls
Apr. 22nd, 2009 07:55 pm (UTC)
Стараемся:))
magda_erik
Apr. 23rd, 2009 03:31 pm (UTC)
Аххх!!! Такая статья волшебная!!! Спасибо, что столько всего выкопала ценного и что меня сюда послала - очень обидно было бы пропустить!!! Уташу к себе в комп)))
А ещё тут и одёжка есть... Будет - на что смотреть и вдохновляться летом ;о)
Нежный привет Мадам от двух благодарных девиц - Магды и Магдочки)))))))
happydolls
Apr. 24th, 2009 05:58 am (UTC)
Это я специально, помня о Кембрике:)))
magda_erik
Apr. 24th, 2009 06:49 pm (UTC)
Мы с ней тоже о тебе вспоминаем!)))
После этой твоей лекции вдвойне сложно арбайтать к выставке, а не тренироваться в изведении рыжего тресса на парик)))))))))
Таки права я была, права!!!!!! Рыыыженькие девоцки!!!!!!!)))))))
teryele
Apr. 24th, 2009 09:52 am (UTC)
Сейчас на ибее продается, реплика видимо. Кому ссылку?
happydolls
Apr. 24th, 2009 10:02 am (UTC)
Да, одна от Эмили Харт, в жутких розочках, за 1999.99 долл. (кошмар, я считаю, ну что за цена?!).
И еще, с жуткими бровями и ресницами, неправильного 19 дюймового размера.

Я хочу от Бранки, тоже неправильного размера, но мааааленькую и хорошенькую)) Интересно, сделает её еще раз или нет?
dalila_samson
Apr. 26th, 2009 03:51 pm (UTC)
Бранка недавно выставляла Марке, я оторвала ее по блицу :) Харт мне раньше очень нравилась, Наташ, но сейчас считаю ее попсовой :(
happydolls
Apr. 26th, 2009 04:07 pm (UTC)
Вот и я насчет Харт того же мнения. Особенно, насчет ее костюмов. Вообще, мало нормальных мастеров, а у нормальных тоже бывают проходные куклы, и довольно часто.
Я вот никак не могу найти Жюмо от Сильвии Батлер, никто не продает:(
dalila_samson
Aug. 11th, 2009 07:41 am (UTC)
Наташа, тут на днях на eBay за 400 бачей продавали якобы из коллекции Силей реплики Марке. Ссылались на фотку с обложки книги про характерных кукол, но чет-они очень подозрительно были мимо обложки. Такая зеленая не шибко толстая книжка в мягкой обложке. Меня до сих пор терзают сомнения, что Силей собирали такие реплики - http://cgi.ebay.com/ws/eBayISAPI.dll?ViewItem&item=140337510696&ssPageName=STRK:MEWAX:IT . Продавец неделей раньше пыталась одежду от них по этой же цене продавать. Короче, я в раздумьях. Шо это було?
happydolls
Aug. 11th, 2009 08:29 am (UTC)
Нет, это не из коллекции Милдред. Имелось в виду, что это просто какие-то реплики, а их костюмы - копии оригинальных костюмов, которые были на подлинных Марке из ее коллекции - как раз те куклы, что на обложке книги (я ее купила, кстати).
dalila_samson
Aug. 11th, 2009 08:35 am (UTC)
Да, я тоже собираю эту коллекцию книг (у них еще хорошая книжка про характерных кукол как раз) и силевские книги собираю, хотя там фотки очень часто дублируются :((( Такое ощущение, что один раз Силей отщелкали свою коллекцию и ну гонять фотки из издания в издание :) Хотя хороши куклы, ничего не скажешь :)))
ekaterinne
Mar. 16th, 2012 02:53 pm (UTC)
Просто миллион спасибо!!!!
Мне для лекций по истории фовизма крайне нужен был этот скульптор. Т.к. именно его детский торс сравнивали с окружающими работами и придумали термин Фовизм. Луи Воксель писал, что его скульптура была похожа на статую Донателло в окружении хищных зверей. Долго искала и не могла найти. А тут, оказывается ещё и такая история!!!!
happydolls
Mar. 16th, 2012 03:04 pm (UTC)
Не за что:) У меня целая книжка про него, на французском и английском, кабы вы были в Москве, я бы дала ее под залог. Если хотите, могу несколько страниц сфотографировать, чтобы читабельно вышло, только сориентируйте, что именно надо.
ekaterinne
Mar. 16th, 2012 06:23 pm (UTC)
Спасибо, что добавили в друзья. А то я полчаса пыталась отправить комментарий и ничего не вышло.
Меня интересует скульптура.
Но Вы не беспокойтесь, пожалуйста! Я нашла в интернете пару его работ. Просто со студенчества помнила, что он полный тезка живописца из группы фовистов, и про контраст между его детским бюстом и их работами, который послужил рождению термина. Но вот сами работы не видела. А у Вас его имя было в посте и я поняла, почему не могу найти его в интернете. Я, как и живописца, набирала с t на конце :)
Т.ч. Ваш пост очень помог. Меня студенты всегда просили показать. А тут ещё и куклы!
happydolls
Mar. 16th, 2012 08:12 pm (UTC)
Я отсняла несколько страниц, может, пригодится, вот тут архив в 62 Мб: http://ifolder.ru/29340873
Сканер дурит, поэтому пришлось фотоаппаратом.
ekaterinne
Mar. 18th, 2012 04:10 pm (UTC)
Ого!!! Спасибо огромное!!!
Добралась сегодня до почты, а тут такой подарок!!!
elfi_doll
Jan. 6th, 2016 06:00 pm (UTC)
Наташик, я утяну. Ладно? Делала подборку, а это типа начало =)
Люблю я твои статьи!
( 22 комментов — Комментировать )

Профиль

slide2
happydolls
Наталья

Календарь записей

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Теги

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow