?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Еще одна значимая фамилия в российском кукольном производстве - Дунаев. К сожалению, история не пощадила ни его имя - одни источники называют Дунаева Сергеем Григорьевичем, другие - Семеном Григорьевичем, ни его кукол: по большому счету хорошо сохранились лишь те, которым посчастливилось родиться сувенирами и вовремя уехать за границу. Если оригинальные куклы фабрик Шраера/Фингергута и Журавлева/Кочешкова еще встречаются в музеях и частных коллекциях, то несувенирная кукла дунаевской фабрики с фарфоровой головой и фирменным клеймом - огромная редкость.

С. Г. Дунаев родился в крестьянской семье в деревне Митино недалеко от Хотьково.
В 1861 г., восьми лет от роду, он поступил на завод купца А. Г. Попова в селе Вербилки в 30 верстах от Хотьково, где обучался скульптуре и технологии производства фарфоровых изделий, затем, когда завод Попова сменив несколько владельцев пришел в упадок, в начале 1870-х перешел работать к Дунашову и Кузнецову. Возвратившись домой, С. Г. Дунаев в 1893 г. открыл при Митино собственную фарфоровую мастерскую, которая через некоторое время выросла до размеров небольшого завода и давала заработок почти всей деревне, жители которой занимались лепкой заготовок. В 1897 г. промышленное оборудование составляли горн, 2 жернова, пресс для растирания и выжимки глины, 9 гончарных кругов для выделки посуды, чан для толчения фарфора... В 1904 году на заводе работало 12 человек, к 1908 году количество работников увеличивается до 20.

Мастерские завода С.Г. Дунаева. 1900 - 1910 гг.


Рабочий день составлял 12 часов - с 6 часов утра до 8 часов вечера с двухчасовым перерывом на обед и отдых. В конце XIX в. завод ежегодно производил до 15000 штук разнообразных терракотовых, майоликовых и фарфоровых изделий, включая игрушки. С 1903 года по инициативе Московского торгово-промышленного Музея кустарных изделий стал выпускать майоликовые вещи в стиле модерн. И здесь немаловажное значение имели помощь и советы С. И. Мамонтова, имевшего майоликовую мастерскую в соседнем Абрамцеве.

Дунаевская продукция пользовалась большим спросом и продавалась не только в России, но и за границей. В 1905 году её ассортимент расширяется до 2000 наименований и включает в основном высококачественные предметы роскоши. С.Г. Дунаев участвовал в русских и заграничных выставках, где получил 14 медалей, в том числе 5 золотых.

В числе игрушек Дунаевский завод делал также и кукольные головки.
До этого куклы лишь собирались в России: к поставленным из-за границы фарфоровым головкам монтировалось туловище отечественного производства, кукла наряжалась и упаковывалась. Головки привозили из Германии, в их числе и головки фабрики "Зимон и Хальбиг", отлитые по молдам для немецкой фирмы "Каммер и Реинхардт". Кроме того, в Российской империи имелся и свой поставщик - в польском городе Калиш работала знаменитая кукольная фабрика Адама Шраера и Якоба Фингергута, обладающая собственным фарфоровым производством. Головки с калишской фабрики, созданные для России, маркировались номером молда и буквами "Ф" или "Ш".

Куклы "российской сборки" с европейскими фарфоровыми головами, 1900-1913. Слева направо:
Боярыня, костюм Н. Д. Бартрама. На голове клеймо 448 1 (фабрика Шраера и Фингергута).
Царица, костюм Н. Д. Бартрама. На голове клеймо 449 2/0 Ф (фабрика Шраера и Фингергута).
Кукла в костюме Костромской губернии.
Кукла в костюме Симбирской губернии. На голове клеймо 149 2/0 (фабрика Шраера и Фингергута).
Кукла в костюме Рязанской губернии. На голове клеймо 532 2/0 (фабрика Шраера и Фингергута).
Кукла в костюме Саратовской губернии.



Потом производство кукольных головок было начато и на фабрике С. Г. Дунаева. После его смерти завод в Хотьково перешел к его сыну Александру. Фарфоровые кукольные головки, как собственного дизайна, так и скопированные с немецких молдов, стали маркироваться "Дунаев", "Хотьково", "Дунаев А. С. Хотьково".

Дешевые кукольные головки делали из терракоты и отправляли в Москву в мастерскую магазина "Детское воспитание" Анатолия Мамонтова (брата Саввы Мамонтова) для сборки, а с 1891 после закрытия мастерской - в открытую Московским губернским земством в Сергиевом Посаде Учебную игрушечную мастерскую, где было развернуто кустарное производство кукольных туловищ.

Русские кукольные туловища с эстетической точки зрения сильно уступают европейским - нелепой формы грубый крупный торс и выточенные на токарном станке конечности. Они изготавливались из дерева и так называемой мастики (русский вариант композита). В. Даль: МАСТИКА ж. растительная серка, смолка, особенно фисташковая, Pistacia lentiscus. Смолистая, составная замазка, состав из масл, воску, смолы, с мукою, известью, поташем, кирпичом и пр. для склейки битой посуды, натирки полов, мебели, подводной каменной кладки и пр. Рецепт мастичной массы у каждой артели был собственный, поэтому качество кукол сильно различается; в отличие от западного композита русская мастика белого цвета и более непрочная. И именно поэтому первое, что теряют или повреждают куклы с русским туловищем - это сделанные из мастики кисти рук и голени ног, то есть фигурные части.  Но был и некоторый плюс в русском туловище - в отличие от экономных немецких производителей, из дерева вытачивали не только шарниры, руки и бедра (впрочем, немцы экономили и на бедрах), но и гнезда под шарниры! Это неслыханная роскошь для немецкой фабрики начала ХХ века. Но для богатой на леса России - такая технология была гораздо проще - при наличии токарного станка это занимало считанные минуты.

Маленькие 30 см. куклы с фарфоровыми головами, одетые в народные костюмы разных губерний (т.н. "этнографические") появились еще в 1880 году и изначально создавались как коллекционные, с целью показать богатство национальных костюмов народов России. Их делала мастерская А. Мамонтова в Москве. Наряды для кукол разрабатывались по образцам этнографического отдела Румянцевского музея г. Москвы и старинным гравюрам совместно с художником Кустарного музея Н. Д. Бартрамом. В 1893 г. эти куклы завоевали  приз на Всемирной Чикагской выставке и с помощью Музея кустарных изделий стали экспортироваться за границу как национальные сувениры. Позже в целях удешевления производства покупные фарфоровые головки были заменены на отечественные фарфоровые, а затем в начале 1900-х - на терракотовые. Из-за хрупкости материала они либо не маркировались, либо ставился номер размера в сантиметрах. В 1900-м г. ассортимент насчитывал 144 вида кукол.

Сувенирные куклы с терракотовыми головами производства завода С.Г. Дунаева. 1910-е гг.


Здесь видно, насколько непрочна терракота - обратите внимание на отколотые бортики на голове и повреждения поверхности головы от клея.
На фото справа хорошо отечественное кустарное туловище - шарниры на бедрах не выточены отдельно в виде шариков, а являются одним целым с бедром, и имеют вытянутую форму, что мешает кукле уверенно сидеть.



Большая коллекция кукол в национальной одежде хранится в музее Прикладного искусства Санкт-Петербургской Государственной Художественно-Промышленной Академии им. А. Л. Штиглица.
Происхождение кукол неизвестно - российская сборка или полностью отечественное производство, однако, видно, что головки фарфоровые. Лапти сделаны из кусочков кожи.



Куклы с фарфоровыми и композитными головами завода Дунаева. Туловище у куклы на третьей фото - современная замена. Необычная для западных образцов форма головы "Сестры милосердия" на последнем фото - широкие виски, короткий нос - говорит о том, что это явно собственный молд.


Революция и гражданская война остановили работу. Но после введения в 1921 г. НЭПа кукольное производство удалось возродить под новой вывеской - игрушечная мастерская в Сергиевом Посаде была переименована в Сергиевскую кустарную промышленную артель. Стране были нужны новые, "политически верные" игрушки, и артелям требовались новые художники, способные создать новые образы, а не копировать старые западные образцы. За правильным курсом творчества внимательно следила комиссия по игрушке.

В конце 1929 г. началась массовая “ликвидация кулачества как класса”, свертывание нэпа, обещанного “всерьез и надолго”. Владельцы частных заводов, имевшие наемных рабочих, были объявлены собственниками и эксплуататорами, их производства экспроприировались, а сами владельцы были арестованы и высланы вместе с семьями. Бывший дунаевский завод объединился с кирпичным заводом. Сергиевская кустарная артель вместе с городом была переименована в Загорскую и получила приставку "им. Рабоче-крестьянской Красной Армии". Кукольные головки продолжала выпускать хотьковская артель “Майолик”, в память о которой названа улица в городе.   В 1937 году помещения артели Майолик были сожжены и производство фарфоровых кукол в России прекратилось окончательно. Бухгалтер артели Боголюбский С. К. был обвинен в шпионаже в пользу Японии и в 1938 году расстрелян. Судьба Александра Дунаева неизвестна. А в 1980-е на ул. Майолик сгорели и завод, и его дом.

Дом С.Г. Дунаева в Хотьково на улице Майолик. Работницы артели "Майолик" прорезают глаза на кукольных головках. 1930 г.


© happydolls.livejournal.com
При копировании ссылка обязательна.
*****
В статье использованы материалы следующих источников:

Б. Голдовский "Художественные куклы. Большая иллюстрированная энциклопедия." М., Дизайн-хаус, 2009.
Г.Дайн "Русская игрушка". М., Советская Россия, 1987.
www.nivasposad.ru
www.trozo.ru/archives/12836
С.Г. Романов, "Игрушки 1920-х гг. в СССР (Размышления реставратора)" igrologia.ru/izdania/Teoria_i_istoria_igri/14_Romanov.htm

Кроме того, использованы фотографии неизвестных мне ресурсов и авторов, поэтому, если мне о них сообщат, то я с радостью подпишу источник и автора, либо удалю изображение (но это уже без радости).

Comments

( 30 комментов — Комментировать )
vattukvinnan
Apr. 27th, 2010 04:54 pm (UTC)
Здорово.
lisovin_from_sp
Apr. 27th, 2010 05:24 pm (UTC)
Спасибо огромное. Многие подробности мне были неизвестны.
inga_luba
Apr. 27th, 2010 07:14 pm (UTC)
Как здорово, что есть такие замечательные люди, как Вы!!! Спасибо за пост!!!)))
vita_soyka
Apr. 27th, 2010 08:11 pm (UTC)
М-да...Уж... "Была одна рубаха - и ту пропил Иваха!"
Спасибо Наташа за интересный очерк. История все - таки;)
dagmara
Apr. 27th, 2010 09:13 pm (UTC)
ужасно интересно, спасибо огромное!
ghost_of_marla
Apr. 28th, 2010 05:51 am (UTC)
Это просто как... в общем, завораживающе, и так трагично...
svetamm
Apr. 28th, 2010 04:54 pm (UTC)
Как все закономерно для нашей страны - ломать судьбы людей, а вместе с ними ломать и убивать все прекрасное , и кукол тоже. Я глубоко убеждена, что все куклы того времени, которым непосчасливилось родиться или приехать из-за границы в Россию, были искалечены сначала революцией, затем гражданской, а потом и великой отечественной войной. Да и теми пролетарскими детьми, которые даже не умели играть этими куклами. А больше всего меня поражают сегодня те "взрослые" тетеньки, которые за бешеные бабки пытаются продать эти искалеченные семейные реликвии Поэтому я не приобретаю антикварных кукол на Родине, научена горьким опытом.
rum_pumpel
Aug. 24th, 2010 09:53 pm (UTC)
Все очень интересно! Что нужно сделать, чтобы можно было видеть картинки. Я попыталась подписаться Вы мне еще неответили.
happydolls
Aug. 31st, 2010 01:52 pm (UTC)
Теперь всё видно, я была в отпуске:)
lisa_vo7
Oct. 20th, 2011 11:29 am (UTC)
happydolls
Oct. 20th, 2011 11:46 am (UTC)
Это совсем не дунька, это уже 50-е годы, а то и ближе, я уже в этом не разбираюсь, очень советское и винтажное.
mayadolls
Feb. 19th, 2014 11:16 am (UTC)
Наташа, а большая игровая дунечка, местная, с головой из терракоты. куплена до войны. Все что знаю... Насколько они редко или часто встречаются?
happydolls
Feb. 19th, 2014 09:10 pm (UTC)
Так и я не экстрасенс. Фотографию бы увидеть.
Такие, как в этой записи - найти сложно, но можно, но как правило за рубежом в лучшем состоянии сохраняются, в России они очень убитые.
la_la_ra
Jul. 4th, 2014 04:20 pm (UTC)
Наташа не подскажете а это кто может быть? Продавец пишет русская кукла на затылке F или P. Спасибо!
image
image

Edited at 2014-07-04 04:24 pm (UTC)
happydolls
Jul. 4th, 2014 07:53 pm (UTC)
Я не знаю, кто это, но не русская кукла точно. Костюм или турецкий, или какой-то балканский.
(no subject) - la_la_ra - Jul. 5th, 2014 08:12 am (UTC) - Expand
shuriken_ru
Jan. 17th, 2016 08:45 pm (UTC)
А вот это - Дунаевская кукла, можете подсказать? Надписей на голове никаких.

Тело полностью деревянное, конечности точёные.
happydolls
Jan. 22nd, 2016 11:16 am (UTC)
Это, грубо говоря, дунаевская кукла, но точнее - послереволюционный период этой фабрики, 1920-30-е гг., тогда маркировок не ставили, или только размер в сантиметрах.
(no subject) - shuriken_ru - Jan. 22nd, 2016 12:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - happydolls - Jan. 22nd, 2016 02:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - shuriken_ru - Jan. 22nd, 2016 04:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - happydolls - Jan. 22nd, 2016 05:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - shuriken_ru - Jan. 22nd, 2016 06:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - happydolls - Jan. 22nd, 2016 06:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - shuriken_ru - Jan. 22nd, 2016 06:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - happydolls - Jan. 22nd, 2016 06:35 pm (UTC) - Expand
happydolls
Jun. 6th, 2016 03:41 pm (UTC)
Смотрите-ка:
http://babiki.ru/blog/narodnaya-kukla/45306.html
Почему-то люди очень стесняются ссылки на источник ставить. А вот и дополнение: http://babiki.ru/blog/collection/50882.html

Edited at 2016-06-10 08:00 am (UTC)
berezka_fr
Oct. 21st, 2016 03:38 pm (UTC)
Не видно фотографии ((((
Можно ли поправить ссылки на фотографии в данной публикации? Не одной из фоток не видно к сожалению (((
happydolls
Oct. 21st, 2016 04:42 pm (UTC)
Re: Не видно фотографии ((((
Теперь видно?
(no subject) - berezka_fr - Nov. 30th, 2016 03:25 pm (UTC) - Expand
( 30 комментов — Комментировать )

Профиль

slide2
happydolls
Наталья

Календарь записей

October 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Теги

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow