?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Глаза французских люксовых кукол, особенно Bébé, делались из эмали (enamel) - плотного стекловидного материала, который было можно раскрасить и приклеить к разнообразным поверхностям с помощью нагрева. Обычно эмаль готовилась из кремниевого песка, оксида металла и смеси калия и углекислого натрия.
Такие эмалевые глаза обычно делались работниками-специалистами по стеклянным глазам-протезам для слепых. Поначалу ведущие производители эмалевых глаз были также и поставщиками для кукольных фирм; позже некоторые из них, например, Guepratte, стали выпускать глаза исключительно для кукол.

Куклы стали носить эмалевые глаза еще в XVIII веке: первое упоминание о них появилось еще в 1779 году, в 1848 г. фирма Fessard продавала shoulder-head кукол с двигающимися глазами из эмали. Производство глаз в течение всего XIX столетия постоянно совершенствовалось. Самую важную инновацию в 1879 году сделал Эмиль Жюмо, придумав так называемые "human eyes", имеющие выпуклую над радужкой роговицу - на эмалевых глазах крепился хрустальный "купол", закрывающий радужку и зрачок, и придающий им объем и глубину. Производство таких глаз началось на фабрике Guepratte, приспособившего технологию изготовления искусственных глаз-протезов к нуждам кукольной индустрии; в 1881 году его фабрика была объединена с фабрикой Jumeau.

Такие глаза делались в затемненных мастерских, часто - молодыми девушками, манипулирующими расплавленными эмалевыми стержнями. От этой работы девушки частично и полностью слепли.
Конец эмалевого стержня расплавлялся в пламени паяльной лампы, от него отделялся кусочек, снова макался в пламя и затем - расплющивался на кулере. Края защиплялись, и получался белая эмалевая основа глаза миндалевидной формы.
Далее расплавленный кончик стержня из цветной эмали фиксировался в центре глаза и отделялся от стержня. Затем очень осторожными движениями цветной слой смешивался с белой основой - так прорисовывалась радужка. Цветная область закрывалась прозрачным куполом - и казалось, что зрачок "висит" над радужкой, чем и достигался эффект "живого" глаза.
Jumeau, начало 1890-х. Розовые тени над верхним веком - визитная карточка французских кукол.
 
Jumeau SFBJ, конец 1890-х.
 
Rabery & Delphieu, 1890-е
 

Казалось бы, энциклопедия объяснила весь процесс, но я не успокоилась на этом и решила ради исследования пожертвовать глазом. Запасным кукольным:) Нашла самый негодный глаз с потрескавшимся покрытием и разбила его. Идеально было бы распилить его вдоль, но как?? Глаз был немецкого производства, и при сильном увеличении макрофото проявилось небольшое отличие немецкой технологии от французской. Пожалела, что не имею микроскопа, хотя разница в качестве видна и так.

Первая часть - создание основы - такая же. Дальше - через слой цветной эмали прорисовывалась радужка. Прикрывалась слоем прозрачного хрусталя (этого не описано во французской энциклопедии, а бить французский глаз я не буду:)). На него - капля черного зрачка, и затем все покрывалось еще одним прозрачным слоем.
 
В случае с карим глазом, явно видно, что "купол" тонированный.
  
Слой цветной радужки тончайший. NB: разбит совсем другой и совсем плохой глаз, не этот голубой!
 
Зрачок "висит" в центре между слоями прозрачного хрусталя.
  

Есть некоторая путаница в терминах "enamel"  и "paperweight". На своей родине, а именно, во Франции, такие глаза исторически называются эмалевыми, а "папервейт" - их американский синоним. НО: в Америке тоже есть термин "эмалевый", означающий глаза нарисованные и покрытые блестящим слоем эмали. 

Теги:

Comments

( 16 комментов — Комментировать )
brodie_jean
Jan. 25th, 2010 11:24 am (UTC)
Спасибо тебе Наташа! Сколько полезного и интересного можно узнать! Вот бы еще рядом разместить современную технологию, чтобы почувствовать разницу.
happydolls
Jan. 25th, 2010 03:08 pm (UTC)
Это все из-за ваших вопросов:) Полезла копать, и вот накопала...
vita_soyka
Jan. 25th, 2010 02:03 pm (UTC)
Спасибо ужасно интересно! Я и раньше где-то читала страшное упоминание (у Фр. Тэмэра), что человек придумавший "хрусталик" для кукольных глаз, в последствии ослеп... Не думаю что это мистика, скорее он стал жертвой производственных открытий:(...
vita_soyka
Jan. 25th, 2010 02:06 pm (UTC)
А это твои "Жюмошки" ??? По глазам вижу -красотки!!!:)
happydolls
Jan. 25th, 2010 03:06 pm (UTC)
Мои:) Как-нибудь и до них фооаппарат доберется. Впрочем одну кареглазую мжно посмотреть тут: http://happydolls.livejournal.com/23735.html#cutid1
Она Tete Jumeau, думаю, скорее уже самое начало SFBJ, когда качество еще не успело пострадать.
joveli
Jan. 26th, 2010 08:29 am (UTC)
среди моих кукол одна лишь AM95 имеет купол над радужкой. Приду домой рассмотрю повнимательнее какого типа этот глаз.
happydolls
Jan. 26th, 2010 10:39 am (UTC)
Если это спящие глаза, то это уже другой тип - glass blown - стеклянные выдувные, круглые, там немножко по-другому глаз делался. Потеряла, где я читала про технологию, найду - напишу. Но там главное было - сделать конечную форму полностью сферическую, чтобы глаз мог закрываться.
joveli
Jan. 26th, 2010 01:23 pm (UTC)
Да, там спящие глаза, чайного цвета. Тяжеленькие, несмотря на небольшой размер. Что расстраивает, что они потерты. Сколов нет, но и нет блеска. Ума не приложу что можно сделать. Все же глаза чуть ли не самое главное на кукольном личике.
vizardis
Jan. 26th, 2010 02:24 pm (UTC)
Трудность в том, что неизвестно, как это стекло отреагирует на попытку отшлифовать... Если оно тонкое, то всё можно испортить:(
Есть такая полировочная паста ГОИ - дает зеркальный блеск и гладкость, но не убирает дефекты и царапины. Их надо заранее аккуратно счистить мелкой шкуркой. Хорошо бы иметь какой-нибудь поврежденный и поцарапанный глаз, чтобы потренироваться.
Но я этого не делала, чисто теоретические рассуждения.

Edited at 2010-01-26 02:26 pm (UTC)
vizardis
Jan. 26th, 2010 02:29 pm (UTC)
Тут нужна тонкая паста №1 или №2 (она разной консистенции), ею натирают полировальную тряпочку (сукно или войлок), и этой тряпочкой шлифовать..
joveli
Jan. 26th, 2010 03:08 pm (UTC)
ага, поняла, буду пробовать в сторонке от радужки, погляжу что выходит. Спасибо за совет!
lisovin_from_sp
Jan. 26th, 2010 03:13 pm (UTC)
Ни когда не думала, что игрушечный глаз это так сложно, потрясена французскими глазками--очень красивые.Но у мння бы не хватило мужества пожертвовать глазом ради науки , я человек жадный.А ,вообще, спасибо тебе огромное, Наташа! Благодаря тебе вырываюсь из бытовой рутины. Попадаю в другой мир , где нет грязных тарелок и замоченного белья.
vizardis
Jan. 26th, 2010 03:42 pm (UTC)
Оххх... Я уже кое-что перестала гладить:) И не замачиваю - так в машинку кидаю, причем, в машинке стираю всё абсолютно. Руками - только для кукол. Вариант для детей: вымыл посуду (убрал игрушки) - тогда можно и в интернет.
teryele
Feb. 22nd, 2010 04:03 pm (UTC)
Мне пришло в голову, что прозрачный материал для купола папервейт-глаз и обычных круглых (там конечно не купол, но тоже явно есть покрытие) - один и тот же...

Помнишь, я писала про глаза Александры? Они были с потемневшим кольцом вокруг радужки, которое убралось только шлифованием. У меня тогда ещё мелькнула мысль, что то, что является финишным покрытием радужки глаза и чуть выходит за её пределы, почему-то прекрасно "дружит" с самой радужкой, но в соприкосновением со стеклом дает какую-то хим реакцию с течением времени. И это явно не стекло. В папервейт-глазах кажется этого серого кольца-потемнения не встречается? Возможно потому что там сама основа глаза - не стекло, а эмаль?
happydolls
Feb. 22nd, 2010 11:13 pm (UTC)
В книге про купол у папервейт-глаз было написано crystal dome, кроме хрусталя ничего в голову не приходит. Может, оно с эмалью лучше дружит... На французских глазках такого не замечено, а на немецких есть, причем иногда даже не сразу серый ободок, а через несколько миллиметров желтизна, как тут на голубом ппв-глазе.
teryele
Feb. 23rd, 2010 05:07 am (UTC)
Хм...да уж. ..
Тогда почему серое кольцо через миллиметр, а не сразу от радужки?...
Может быть послойно на глаз наносится радужка - слой "хрусталя" чуть шире радужки - зрачок - снова слой хрусталя ещё немного пошире предыдущего?...
Первый слой хрусталя сцепляется с основой хорошо, а вот завершающий потом почему-то темнеет?...Возможно у слоев разная температура обработки, не выдержан требуемый режим?..
Только и остается, что предполагать. :)
Я это всё к чему? Большие глаза - почему-то огромная редкость. Хотя их ведь и сейчас делают. Кабы знать технологию, то можно было поискать в рунете мастера и сделать на заказ....Я видела в ЖЖ мастера по лемпворку глаза делают. Но...это кошмар, а не глаза по сравнению с классикой.

Edited at 2010-02-23 05:09 am (UTC)
( 16 комментов — Комментировать )

Профиль

slide2
happydolls
Наталья

Календарь записей

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Теги

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow