?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Как варить клей и грунт

Я делала эту статью для 6-го номера журнала "Антикварная кукла" (декабрь 2013). В общем-то были мысли дублировать некоторые статьи сюда и на сайт, но руки не доходили, а недавно зашел разговор, что рецепты клеевой краски и грунта очень востребованы и хорошо бы чтобы они тут были.

В принципе, клеевая краска, о которой писалось в 1-м номере (его можно бесплатно скачать на сайте журнала), - по сути то же самое. Как правило в большинстве ремонтных случаев нужен именно грунт. Хочу сказать, что даже несмотря на то, что возни с грунтом больше, чем если бы просто покрасить краской (акрилом, маслом, темперой и пр. - как некоторые делают, и как делала я раньше), эффект от правильно подобранного цвета грунта превосходит все ожидания. Подобрать цвет довольно сложно, особенно когда ремонтное дело не поставлено на поток, а как у меня - эпизодически по мере надобности. То с первого раза попадешь близко в цвет, то раза три-четыре снимаешь и переделываешь. Вот тут удача - вклеивалась лунка, грунтовалась граница и сколы вокруг нее. Получилось очень близко к оригиналу, по сути видно только границу лакового покрытия, новый грунт чуть светлее.
DSCF7364_sh

Никакой краской такого эффекта добиться нельзя. Овчинка стоит выделки.

Сложно из-за освещения: при искусственном свете - одно, утром - кажется другое. Сейчас ближе к зиме вообще будет тяжело такие вещи делать. У меня почти всегда все работы получаются вечером... Когда естественного освещения нет вообще. И поэтому на некоторых фото мастеркласса детали кажутся другого цвета.

Я не буду повторять лирическое вступление к статье, это больше журнальный жанр, повторю только половину:) И потом - сразу к делу.

Не всякое повреждение грунта, не всякий скол требуют вмешательства. Необходимость ремонта вытекает из суммы нескольких обстоятельств: вашего отношения к нему (многие любят кукол без ремонта), размера и места расположения скола, эстетической стороны, объективной необходимости восстановления (например, из-за предыдущего ремонта). Или такой необходимости нет, так как эти сколы придают особый шарм старой кукле, демонстрируют её возраст и историю. Главное помнить, что лучшее – враг хорошего, а антикварная кукла не обязана выглядеть новой.

Для изготовления грунта в домашних условиях вам потребуются:
– белый мел, желательно не очень твёрдый;
– натуральный животный клей в порошке или гранулах (костный, кожный);
– акварель или розовый мел (лучше акварель, она равномернее растворяется);
– старая кофемолка или тяжёлый молоток;
– ступка с пестиком;
– мелкие стеклянные баночки, выдерживающие нагрев (понадобятся для водяной бани; очень хороши баночки от детского питания).

Готовим клей

1. Возьмите 1 часть кожного клея, поместите в стеклянную или металлическую банку, залейте 4–5 частями холодной воды, закройте крышкой и оставьте размокать примерно на пять часов, можно – на ночь.
01_sh

2. Распустите клей на водяной бане, проложив между банкой с клеем и основной посудой с водой тряпочку, чтобы её дно легче перенесло нагрев. Не кипятить! Нагрев должен быть не больше 50 градусов, чтобы клей разошёлся (достаточно даже 40, проверяйте, окунув палец в воду, должно быть терпимо). Если нагрев достигнет 60 градусов и больше, застывший клей будет хрупким. Банку из воды не вынимайте, накройте грелкой для чайника, чтобы клей остался в тёплом состоянии, периодически его помешивайте.
02_sh

Готовим грунт

3. Размельчаем белый мел в кофемолке. Если кофемолки нет, положите куски мела в пакет, пакет положите на толстую крепкую доску и побейте мел молотком.
03_sh

4. Высыпьте измельчённый мел в ступку (лучше это делать небольшими частями). Круговыми движениями пестика тщательно разотрите мел до состояния муки, чтобы совсем не было комочков, это очень важно. Меловую муку отсыпьте в отдельную посуду. Всыпьте в ступку очередную порцию мела и таким образом тщательно перетрите весь мел. Мела надо много, больше, чем клея, пусть лучше останется на следующий раз. Он расходуется очень быстро.
04_sh

5. Высыпьте часть мела в тёплый клей (всё ещё стоящий на водяной бане, не перегрейте его!), плавно размешивайте в ровную смесь. Если будете мешать активно – образуются пузырьки, а нам этого совсем не надо.
Здесь вам необходимо понять, какой консистенции грунта следует добиваться. Если нужно положить заплатки на тело, грунт лучше сделать густой (консистенция сметаны), чтобы не капал с палочки и не сильно растекался. Если вы хотите перегрунтовать фигурную деталь (руки, к примеру), лучше сделать грунт пожиже, чтобы он не давал лишнего объёма, не требовал шлифовки, и его можно было бы нанести кистью или обмакнуть в него деталь. Однако, чем плотнее грунт, тем меньше пузырьков.
05_sh

6. Возьмите маленькую стеклянную баночку, переложите в неё нужное для вашей работы количество грунта, поставьте на водяную баню. Если у вас есть розовый мел, размельчите его вышеописанным способом. Но тут надо очень постараться – если гранулы белого мела не так заметны и простят ваши ошибки, то плохо растёртый розовый мел проявится под лаком красными вкраплениями. Поэтому лучше взять обычную красную акварель, она состоит из пигмента и связующего вещества и по своей сути не противоречит рецепту. С оттенком красного придётся поиграть в зависимости от цвета оригинального грунта на теле пострадавшей куклы. Как правило, хорошо ведёт себя алая, ярко-красная акварель холодного оттенка. Также в тоне могут присутствовать серый (или оливковый), коричневый и желтый цвета - совсем по чуть-чуть, на кончике кисти. Иначе результат будет оранжевым или слишком темным.

7. Намочите кисточку, размочите акварель и понемногу добавляйте капли цвета в маленькую баночку с грунтом.
06_sh

07_sh

Вам надо достичь того цвета грунта, который виднеется на теле куклы – исследуйте шарниры, части сколов грунта. У разных кукол грунт разного цвета. Часто он розовый, но бывает и белый, и кремовый, поэтому тонировка зависит от конкретной ситуации.
Грунт в баночке во влажном состоянии должен быть такого же цвета, как сухой грунт на сколах покрытия на кукле.
Когда вам покажется, что вроде бы нормально, но можно еще добавить колера для верности - стоп! Значит, уже слишком.

Если вы планируете сверху красить краской, а не лаком, то можно грунт не тонировать. Оставьте его белым, но, впрочем, как хотите.
08_sh

8. Возьмите деталь со сколом и заполните его грунтом. Если деталь фигурная, вам придётся несколько раз покрыть её жидким грунтом с тщательной просушкой каждого слоя. Совет: разогрейте духовку до 40 °С (обычно это минимальная температура у электрических духовок) и положите туда детали для просушки, дело пойдёт быстрее. Покрытие должно быть равномерным, иначе после нанесения лака цвет может проявиться пятнами.
09_sh

9. Просушенный грунт кажется чуть светлее оригинального, это нормально. Откорректируйте его поверхность ножом, срезав крупные излишки, затем отшлифуйте шлифовальной губкой или шкуркой. Постарайтесь не зайти на оригинальное покрытие.
10_sh

10. Возьмите очищенный шеллачный лак (в прозрачной бутылочке он золотистого янтарного цвета – см. фото ниже, слева) и кисточку из синтетического волокна. Почему именно синтетическое волокно? Потому что оно, в отличие от натурального, не склонно вылезать из кисти и не останется в вашем лаковом покрытии. Покройте заплатку из грунта лаком, стараясь не попадать на старый лак, иначе образуются потёки. Впрочем, потёки все равно появятся (это неизбежно), вам нужно их быстро стереть тряпочкой или хотя бы пальцем пока они не высохли. После высыхания лака (3–4 часа на малой площади, до суток – на большой) оцените результат и покройте лаком второй или третий раз – столько, сколько нужно. Но чем больше слоев лака, тем сильнее будет видна граница лаковых покрытий.
После покрытия лаком тут же проявляется цвет, не пугайтесь сразу, он немного поблекнет, поэтому следует обязательно подождать хорошего просыхания.
11_sh

11. Если оригинальное лаковое покрытие тёмное от старости, этого цвета можно добиться либо тонировкой грунта, либо усилением цвета лака. В последнем случае надо в отдельной посуде смешать очищенный шеллачный лак с неочищенным и покрывать «заплатку» им. Но такой тонированный лак ложится более неровно и оставляет сильные потёки при повторном покрытии, так что перед этим лучше потренироваться на менее ценной поверхности. Лучше всего в этом случае использовать не кисти, а небольшие помпы, равномерно и тонко распыляющие жидкости на небольшой площади, к примеру – аэрограф, – но такие габаритные и дорогие приспособления, как аэрограф с хорошим компрессором вряд ли покупаются для эпизодического ремонта в домашних условиях.
12_sh

Готовый грунт (в том числе и тонированный) можно хранить в холодильнике 2–3 дня, далее следует переложить в морозилку, иначе появится плесень. При необходимости разогревать на водяной бане, но на очень медленном огне, подложив сложенную тряпочку, иначе банки могут лопнуть.

Posts from This Journal by “ремонт и реставрация” Tag

Comments

( 18 комментов — Комментировать )
mount7
Oct. 22nd, 2015 09:21 pm (UTC)
Спасибо большое!!! Можно вопрос: в какой упаковке лучше купить клей и где? Клей тоже может быть разного качества, какой лучше?
happydolls
Oct. 22nd, 2015 09:48 pm (UTC)
У меня несколько разных пакетиков с клеевыми гранулами - один купила на сайте Gildebrief (Skin Glue) - кинула его в корзину до кучи, оба других - в каких-то магазинах или на рынках, не помню уже. Это просто пакетики с клеем "животного происхождения" без маркировок. Да обычный натуральный клей, раньше элитного клея для кукол не было - и ничего:)
nadjaothmer
Oct. 22nd, 2015 11:33 pm (UTC)
Наташа, спасибо за повтор. Утащила к себе. Твои советы ценны как золото (по-немецки GOLDWERT)!
happydolls
Oct. 23rd, 2015 09:51 am (UTC)
Не за что:) Наверное, надо еще что-то продублировать?
nadjaothmer
Oct. 23rd, 2015 02:10 pm (UTC)
Наташ, твои МК как всегда супер! Ради сохранения антикварных кукол и продления их жизни просто необходимо показывать такие прекрасные результаты и методы их достижения.
Спасибо за твой труд.
avdolls
Oct. 23rd, 2015 05:03 am (UTC)
"Когда вам покажется, что вроде бы нормально, но можно еще добавить колера для верности - стоп! Значит, уже слишком."

- у меня вот тут наоборот. После того, как я покрываю реставрацию шеллаком, "заплатка" нового грунта немного обесцвечивается. Так что я чуть ярче колерую, чем родной цвет. Короче надо пробовать, у всех разное восприятие цветности сухой (матовой) и мокрой (блестящей) поверхности и разные свойства пигментов акварели, придется разбираться "методом тыка".

"Сложно из-за освещения: при искусственном свете - одно, утром - кажется другое. Сейчас ближе к зиме вообще будет тяжело такие вещи делать. У меня почти всегда все работы получаются вечером... Когда естественного освещения нет вообще. И поэтому на некоторых фото мастеркласса детали кажутся другого цвета."

- по этому поводу у меня статья есть, возможно поможет:
http://avdolls.livejournal.com/114932.html

happydolls
Oct. 23rd, 2015 09:49 am (UTC)
Да, Ален, спасибо! Я видела эту твою запись, утащила в избранное.

После того, как я покрываю реставрацию шеллаком, "заплатка" нового грунта немного обесцвечивается. Так что я чуть ярче колерую, чем родной цвет.
Ну нифига себе! Может, как-то зависит еще от качества мела? Хотя что там - известняк они и есть известняк.
У меня чаще темнее выходит, поэтому надо себя по рукам бить вовремя:) Никаких "еще чуть-чуть".

Edited at 2015-10-23 09:50 am (UTC)
nadjaothmer
Oct. 23rd, 2015 02:04 pm (UTC)
Интересная дискуссия! Девочки, а у меня после нанесения шеллаком цвет темнеет. Я думаю, что всё-таки многое зависит от качества используемых материалов.
avdolls
Oct. 23rd, 2015 03:10 pm (UTC)
Да, надо просто пробовать со своими материалами.

avdolls
Oct. 23rd, 2015 03:14 pm (UTC)
У меня именно красный обесцвечивается. Я химический пигмент "алый" не использую, у меня кадмий и краплак.
empire_dolls
Oct. 23rd, 2015 01:12 pm (UTC)
Как всегда - огромное спасибо!)
metelmuk
Oct. 23rd, 2015 01:41 pm (UTC)
Спасибо большое!
krembruly
Oct. 23rd, 2015 02:28 pm (UTC)
Спасибо! Утащила к себе. Очень ценная информация!
artemisia_camp
Nov. 3rd, 2015 05:47 pm (UTC)
Большущее спасибо! утащила в избранное. А можно на фото бутылочки с лаком повернуть. Что там на этикетке? и где можно купить?
я купила хлопья шеллака и развела спиртом, при покрытии эта смесь съедает старый лак вокруг места ремонта. теперь ищу замену своей "адской" смеси.
vizardis
Nov. 3rd, 2015 10:56 pm (UTC)
Рецепт лака был в этой записи: http://happydolls.livejournal.com/16858.html
Сама картинка: http://ic.pics.livejournal.com/happydolls/16379589/107387/107387_original.jpg

Такие лаки обычно продаются в магазинах для художников в отделах золочения и для тех, кто занимается иконописью. Необязательно такая же марка, главное - достаточно прозрачный. Если темный, то будут жуткие потеки. Или развести его.
vizardis
Nov. 3rd, 2015 10:58 pm (UTC)
Этикетки не показаны потому что съемка была для журнала, чтобы не было рекламы.
elfi_doll
Nov. 7th, 2015 07:02 am (UTC)
Даааа! Супер-статья. Спасибище огромное. Надо закончить три ремонта. После большого перерыва все забылось. Утащу к себе?
vizardis
Nov. 8th, 2015 01:53 pm (UTC)
Ну конечно утаскивай!
( 18 комментов — Комментировать )

Профиль

slide2
happydolls
Наталья

Календарь записей

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Теги

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow